Профилактика в стоматологии — один из важных разделов специальности. Стоматология как наиболее массовая медицинская специальность характеризуется высокой, практически сплошной заболеваемостью, четкой связью с конкретными факторами внешней среды (питание, уровень цивилизации, социальные и экономические условия). Массовая заболеваемость влечет за собой необходимость сплошной на уровне популяции профилактики с применением таких мер, как фторирование воды и пищевых продуктов, организация профилактики на государственном, региональном, учрежденческом уровнях, планирование профилактики, разработка специальных программ, выпуск средств профилактики в государственном масштабе, возникновение и развитие специального раздела профилактики — гигиены полости рта, организация и проведение санитарно-просветительной работы, гигиенического обучения и воспитания.
Работники здравоохранения преимущественно участвуют в реализации медицинских мер профилактики. С этих позиций различают первичную, вторичную и третичную профилактику. Для медицины особое значение имеет первичная профилактика — система социальных, медицинских и воспитательных мер, направленных на предотвращение заболеваний путем устранения причин и условий их возникновения и развития, а также на повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей природной, производственной и бытовой среды. Роль первичной профилактики чрезвычайно важна, так как она призвана сохранять ненарушенное здоровье.
Приведенные выше понятия свидетельствуют, что медицинские аспекты профилактики должны основываться как на глубоком понимании биологической сущности человека, так и на знании этиологии и патогенеза заболеваний, на основе которых осуществляются целевые профилактические мероприятия. Поэтому в первичной профилактике различают этиологическую и патогенетическую профилактику. Этиологическая профилактика основана на знании этиологического фактора болезни и направлена на недопущение или устранение его действия. Она характеризуется высокой эффективностью, достигающей 80—100%. Примером ее является профилактика инфекционных заболеваний с помощью специфических вакцин, путем устранения очагов инфекции или ликвидации самого инфекционного агента. Если профилактика направлена против действия этиологического фактора, но не в силах его устранить из-за несовершенства имеющихся методов и других причин, то такую профилактику называют этиотропной. Этиологическая профилактика разработана для ограниченного числа болезней.
Наиболее часто применяется патогенетическая профилактика, направленная на устранение или ограничение отдельных или конкретных звеньев патогенеза болезни. Эффективность патогенетической профилактики ниже, чем этиологической (20—60%).
Вторичная профилактика призвана предотвращать развитие и появление рецидивов болезни после ее лечения.
Третичная профилактика направлена на предотвращение потери функции, восстановление ее после перенесенных заболеваний и травм. Во вторичной и третичной профилактике основную роль играют медицинские мероприятия, проводимые при участии или под контролем медицинских работников.
Организация профилактики диктуется масштабом, многообразием и сложностью задач.
Профилактика в стоматологии в стране организационно разработана крайне слабо и каких-либо эффективных форм и методов в пределах имеющегося кадрового, материального, технологического обеспечения нет. В России накоплен некоторый позитивный опыт организации профилактики (Москва, Ленинградская область и др.), но он не может быть широко распространен без соответствующего материального обеспечения. Основным недостатком, препятствующим развитию и внедрению профилактики в жизнь, является отсутствие в стране соответствующей инфраструктуры — кадров, материальной базы, организационных и управленческих форм, регламентирующих и нормативных документов.
Накопленный в разных регионах опыт позволяет определить основные организационные мероприятия для массовой профилактики стоматологических заболеваний. Организационные мероприятия имеют преимущественно социальный характер и выполняются по инициативе здравоохранения в основном советскими органами, привлекающими для этого различные организации и ведомства. Условно меры можно разделить на государственные и региональные проблемы — организационные, административно-хозяйственные и воспитательные. Деление это условное, так как ряд государственных проблем профилактики в стоматологии (фторирование воды) могут быть решены как на уровне страны в целом, так и на региональном уровне. То же относится к проблемам санитарно-просветительной работы, обучения гигиене в школах и дошкольных учреждениях, которые могут также решаться на различных уровнях, начиная от директивных и нормативных документов и указаний М3 России, других ведомств до решения райисполкомов и руководства учреждений по данным проблемам.
Организационные мероприятия по профилактике должны проводиться органами управления, которым подотчётны все ведомства и организации в регионе. Попытки решить эти проблемы силами только органов здравоохранения бесперспективны и перекладывание ответственности за них на плечи медицинских работников не приведут к позитивным результатам. Недопустимо также устранение представителей здравоохранения от указанных проблем, в решении которых они должны играть роль инициаторов, консультантов, контролеров.
Решение организационных проблем профилактики в стоматологии связано со следующими вопросами:
- Организация мероприятий по внедрению профилактики.
- Организация мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, гигиеническому обучению и воспитанию населения.
- Организация мероприятий по совершенствованию общественного питания, в первую очередь в детских учреждениях.
- Организация мероприятий по снабжению средствами профилактики и их распределению.
- Организация мероприятий по созданию материальной базы профилактики в стоматологических, детских учреждениях, на предприятиях.
- Организация координации и управления различными ведомствами при проведении профилактики, а также контроля исполнения и учета.
При реализации указанных организационных мер должны быть решены ряд конкретных задач.
- При организации мероприятий по внедрению профилактики в детских коллективах, предприятиях и учреждениях необходимы:
— принятие постановления и решений, обязывающих различные ведомства (народного образования, здравоохранения, торговли, общественного питания, массовой пропаганды и агитации и др.) принять участие в реализации социальной части программы профилактики;
— принятие органами здравоохранения и народного образования совместного решения по гигиеническому обучению и воспитанию детей в школах и детских учреждениях и мерах по внедрению в них комплексной системы профилактики;
— издание приказа областным (городским, районным) отделом здравоохранения по внедрению профилактики в стоматологических учреждениях, предприятиях и организациях.
- При организации пропаганды здорового образа жизни, гигиенического обучения и воспитания необходимы:
— привлечение средств массовой пропаганды и агитации (радио, телевидение, кино, печать, центры здоровья и др.) путем издания соответствующих решений и постановлений;
— привлечение общественных организаций к санитарно-просветительной, профилактической работе (общество «Знание», университеты здоровья, лектории, научное общество стоматологов и др.);
— издание и тиражирование научно-популярных книг, брошюр, листовок, плакатов, диафильмов, диапозитивов;
— внесение коррективов в программы медицинского обучения студентов педагогических институтов, учащихся педучилищ, курсов медицинских сестер для детских учреждений и школ по гигиеническому воспитанию населения, а также в программы усовершенствования учителей;
— организация семинаров, лекций, бесед для работников просвещения и здравоохранения по профилактике;
— введение в программы школ и детских дошкольных учреждений уроков здоровья по программе профилактики из расчета 4—8 ч в год.
- При организации мероприятий по совершенствованию общественного питания необходимы:
— разработка и внедрение в работу столовых детских садов, школ и заготовочных столовых типовых меню и других мер по уменьшению числа дней и приемов пищи с рафинированными углеводами за счет их перераспределения в месячном (недельном) рационе; широкое внедрение в рацион твердых овощей и фруктов, других блюд для предотвращения развития жевательной лености и очищения полости рта от остатков сладкой пищи;
— заготовка и хранение достаточного количества твердых овощей и фруктов (морковь, репа, редька, яблоки) для постоянного включения их в рацион детских учреждений.
- Организация мероприятий по обеспечению средствами профилактики включает в себя:
— расчет потребностей в средствах профилактики и гигиены полости рта;
— решение вопроса о возможности закупок организациями средств профилактики и гигиены по безналичному расчету;
— обеспечение торгующих организаций средствами профилактики основных стоматологических заболеваний по потребности населения и в ассортименте;
— обеспечение медицинских учреждений через аптекоуправление 0,05 и 0,2% раствором фторида натрия, 2% фторидом натрия, 10% глюконатом калия.
- При организации мероприятий по созданию материальной базы профилактики стоматологических заболеваний необходимы:
— составление табеля оснащения, чертежей, эскизов оборудования комнат гигиены полости рта в стоматологических, детских учреждениях и на предприятиях;
— выделение необходимого оборудования (раковины, зеркала, мебель и др.) для их оснащения;
— определение организаций, которым поручается оказание помощи детским и стоматологическим учреждениям в оборудовании или переоборудовании помещений для профилактики;
— выделение во вновь строящихся школах кабинетов здоровья, предназначенных для обучения детей здоровому образу жизни и гигиеническому воспитанию и обучению.
- Координация действий различных ведомств, управление ими при проведении профилактики включает:
— назначение координационного совета под председательством ответственного представителя областного, городского, районного Совета народных депутатов, в который должны войти работники обл- (гор-, рай-) здравотдела, главный специалист по стоматологии, представители стоматологического факультета медицинского вуза, органов просвещения, санитарной службы, аптекоуправления, общественного питания, торговли, проектно-строительных организаций, снабжения, общества «Знание», организаций массовой пропаганды и агитации; координационный совет должен рассмотреть проект региональной программы профилактики, представленный органами здравоохранения, утвердить его, организовать координацию между различными службами, назначить ответственных за разделы работы и осуществлять постоянное руководство ее выполнением;
— периодическое рассмотрение хода выполнения программы на заседаниях главного управления здравоохранения исполкома, координационного совета;
— периодическая проверка выполнения профилактических мероприятий на различных уровнях;
— разработка показателей отчетно-учебной документации по профилактике для учреждений здравоохранения и народного образования;
— периодическое определение медицинской и экономической эффективности проводимой работы.
Административно-хозяйственные мероприятия состоят в создании материальной базы профилактики в стоматологических и детских учреждениях, учебных заведениях, организациях и предприятиях и внедрении фторирования воды (см. Материальная база профилактики).
Решение проблемы фторирования питьевой воды, если содержание фторидов в ней ниже 0,5 мг/л, является серьезной хозяйственной мерой, которая осуществляется совместными усилиями органов санитарного надзора, треста «Водоканал» и требует материальных затрат на приобретение фтораторной установки, реагента, содержание персонала и контроля за эффективностью работы. Задача стоматологической службы заключается в проведении эпидемиологического обследования детского населения до начала фторирования для определения в дальнейшем эффективности фторирования питьевой воды.
Целью воспитательных мероприятий является привитие навыков здорового образа жизни, искоренение вредных привычек, внедрение знаний по проблеме профилактики стоматологической патологии, привитие навыков ухода за полостью рта.
Основной упор в проведении этих мероприятий должен быть сделан на детское население, родителей, беременных.
Воспитательные мероприятия должны проводиться по двум направлениям:
1) пропаганда здорового образа жизни, борьба с вредными привычками, агитация за соблюдение нравов, обычаев, привычек, подходов, обеспечивающих высокий уровень резистентности органов полости рта к неблагоприятным воздействиям;
2) гигиеническое воспитание и обучение в детских и лечебных учреждениях, на предприятиях, в организациях.
Для выполнения этих мероприятий необходимы:
— активная пропаганда через средства массового воздействия (радио, телевидение, печать и др.) здорового образа жизни, рационального питания, искоренения вредных привычек в различных возрастных и социальных группах населения;
— разработка и применение эффективных методов и форм пропаганды и агитации соответственно возрастным и социальным особенностям различных групп населения;
— широкое вовлечение работников науки, просвещения’ и здравоохранения в пропаганду здорового образа жизни, профилактику болезней;
— разработка и внедрение рациональных программ гигиенического обучения и воспитания различных социальных и возрастных групп населения, в том числе путем вовлечения в совместную работу преподавателей-предметников, педагогов, методистов детских садов, врачей, научных сотрудников;
— включение проблем гигиенического обучения в программы уроков здоровья, беседы, выступления в школах, детских учреждениях, стоматологических учреждениях, на предприятиях и в организациях, университетах здоровья.
Таким образом, решение социальных проблем профилактики невозможно без участия советских и общественных организаций в ее планировании и реализации. В свою очередь широкий, всесторонний и всеобъемлющий подход к внедрению и реализации профилактики не допустим без разработки социального раздела программы.
Медицинский раздел программы профилактики решает проблему с позиций этиологической и патогенетической обоснованности медицинских мероприятий и отвечает на вопрос «что делать?» для достижения целей профилактики. Социальный раздел программы дает ответы на вопросы «кто, когда, как?» с точки зрения ее практического воплощения в жизнь общества.
В ходе проведения организационных мероприятий складывается инфраструктура, предназначенная для воплощения профилактических мероприятий в жизнь. В каждом регионе может быть своя инфраструктура в зависимости от схемы работы на месте, мобилизованных кадров, организации их обучения, мер медицинской профилактики и др.
Мероприятия медицинского, организационного, административно-хозяйственного, воспитательного характера используются для, составления региональной программы профилактики — документа, рассчитанного на длительное использование с конкретно определенной конечной целью и методами ее достижения и контроля.
Программы профилактики могут быть самостоятельными или входить как составная часть региональных программ «Здоровье». Они также входят в интегрированные программы профилактики, целевое назначение которых состоит в комплексной профилактике ряда заболеваний, в том числе стоматологических. Интегрированные программы составляются на основе общности факторов риска для некоторых сердечно-сосудистых, эндокринных и стоматологических заболеваний.
Планирование профилактики состоит из трех этапов. Первым этапом является проведение эпидемиологического обследования населения для выяснения уровня его здоровья и подготовки решения о проведении профилактики. Цель этого этапа — выяснить распространенность и интенсивность стоматологических заболеваний в регионе в различных возрастных группах для планирования сил и средств, необходимых для профилактики. На основании данных эпидемиологического обследования готовится решение о проведении профилактики стоматологических заболеваний в регионе.
Второй этап планирования — принятие решения о проведении профилактики в регионе, составление плана мероприятия, назначение координационного совета и ответственных за конкретные разделы работы.
Третьим этапом планирования является составление и утверждение региональной программы профилактики в Стоматологии или его стоматологического раздела в интегрированной программе или в программе «Здоровье».
В дальнейшем работа должна проводиться в соответствии с программой и вносимыми в нее коррективами.
Программы профилактики стоматологических заболеваний являются важными документами, регламентирующими, планирующими и направляющими деятельность различных организаций и ведомств по данному виду деятельности. Эти программы представляют собой самостоятельный документ либо входят в состав комплексной программы «Здоровье», интегрированной профилактической программы.
Программа профилактики может быть региональной или учрежденческой, т. е. мероприятия, отраженные в ней, могут охватывать республику, область (край), город, район (региональные программы) или учреждение, объединение, предприятие, группу предприятий (учрежденческие программы).
В зависимости от широты охвата населения, величины региона изменяются содержание и цели программы. Все региональные программы должны быть правовыми документами, принятыми и утвержденными органами управления на различных уровнях. К участию в них и к их исполнению привлекаются все службы, организации и ведомства, без участия которых она не может быть.
В региональную программу могут быть включены следующие разделы:
- Медико-географическая характеристика и особенности региона.
- Данные эпидемиологии основных стоматологических заболеваний.
- Региональные цели и задачи программы.
- Организационные мероприятия по внедрению профилактики в организованных коллективах: гигиеническое обучение и воспитание; внедрение рационального режима и рациона общественного питания; снабжение средствами профилактики; контроль, учет и отчетность.
- Создание материальной базы профилактики.
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Этапы внедрения профилактики (по уровням и регионам): организационные мероприятия, подготовка кадров и их функциональные обязанности, создание материальной базы, основные методы профилактики, порядок и последовательность профилактических мероприятий, определение эффективности профилактической работы.
Следует подчеркнуть, что примерная схема программы может быть изменена с учетом тех или иных обстоятельств. Перечисленные пункты программы содержат либо развернутое подробное изложение содержания пункта, либо только его название, формулировку. В любом случае каждый пункт должен быть четок, конкретен. В нем необходимо указывать срок исполнения и ответственных.
Составлению программы предшествует проработка каждого пункта — расчет потребности в кадрах, средствах, материальной базе, затраты на обучение, строительство, приобретение средств и др. Применительно к особенностям регионов необходимо определить, кто из персонала должен быть привлечен, какие средства и для каких профилактических методик планируется использовать, каковы будут функциональные обязанности конкретных лиц, ответственных за определенные пункты.
Очень важным является определение этапности внедрения профилактики. На каждом этапе должны быть поставлены достижимые цели и задачи, указаны пути их реализации, перечислены пункты, сроки и ответственные за их выполнение.
Программы профилактики для учреждений, предприятий и организаций обычно составляются с учетом специфики учреждений.
Каждая программа утверждается исполкомом местного Совета народных депутатов, ее выполнение ставится им под контроль. По мере необходимости программа может корректироваться и подвергаться изменениям.