Ортопедическое лечение детей с врожденной расщелиной верхней губы и неба. Включает наблюдение за ростом челюстей и формированием зубных рядов, а также протезирование. Зубочелюстные аномалии у этих детей отличаются прогрессирующим характером, обусловленным непропорциональным ростом челюстей, т.е. недоразвитием верхней челюсти и деформацией верхней зубной дуги. Обычно наблюдается тесное положение верхних передних зубов и ложная (фронтальная) прогения.
Аномальное развитие костей лицевого скелета и прикуса, наличие послеоперационных рубцов отражаются на формировании мягких тканей и функции мышц ротовой и околоротовой области. Отмечаются западение верхней губы, укорочение и закругление кончика носа, утолщение нижней губы, увеличение языка, уплощение профиля лица. У подростков и взрослых людей, не получавших своевременного ортодонтического лечения, выявляются значительные деформации лица, угнетающие их психику.
Наличие расщелины неба влечет за собой функциональные расстройства, препятствующие нормальному развитию ребенка. У новорожденных и ребенка грудного возраста на первый план выступают расстройства дыхания, сосания и глотания. В дальнейшем, в ходе развития речи появляется гнусавость, не устраняемая активными сокращениями мышц мягкого неба и глотки. Нарушается звукообразующая артикуляция языка и губ. Не получаются взрывные («б», «п», «д», «т») и губно-зубные («в», «ф») звуки, так как на небе отсутствует опора для языка.
Процесс питания, который включает в себя элементы удовольствия, для этой группы детей связан с большими неудобствами, так как пища проникает в полость носа. Они вынуждены приспосабливаться к этим неудобствам и быстро утомляются во время еды.
Сознавая свои недостатки, дети избегают общества, становятся молчаливыми, замкнутыми. Это дало повод ряду авторов высказать мнение об их умственной отсталости, с чем нельзя согласиться. Благодаря комплексному лечению и систематическим занятиям с логопедом в школе, с родителями дети с этой патологией не отстают в умственном развитии от своих здоровых сверстников.
Ортопедическая помощь ребенку с врожденной расщелиной неба должна начинаться с первых дней его жизни и продолжаться до операции (пластика неба) и после нее. В грудном и раннем детском возрасте требуется изготовление обтуратора для нормализации дыхания, сосания, глотания, а позднее и произношения звуков речи (см. Обтураторы). С 2-3-летнего возраста по показаниям требуется систематическое ортодонтическое лечение, т.е. исправление формы верхней челюсти и ее альвеолярного отростка и расширение верхнего зубного ряда. Целесообразно использование обтуратора как ортодонтического аппарата путем добавления к нему пружин и других активных элементов. Применяют также расширяющие пластинки с винтом или пружиной, каппы или пластинки, разобщающие прикус, и детские съемные протезы. Таким образом, до операции на твердом небе по возможности должно быть достигнуто правильное соотношение зубных рядов. Необходимы также наблюдение отоларинголога и занятия с логопедом.
Большинство хирургов считают самым подходящим для пластики твердого неба 5-6-летний возраст. К этому времени прорезываются первые моляры и заканчивается смена резцов, следовательно, появляется возможность укрепить на этих зубах и молочных молярах послеоперационную пластинку для формирования небного свода. Это имеет большое значение для правильного развития речи. Такую пластинку готовят из пластмассы до операции на гипсовой модели верхней челюсти. Пластмассой покрывают все имеющиеся зубы, твердое небо (включая расщелину) и частично мягкое небо. Между пластинкой и небом должно оставаться пространство для накладывания послеоперационных тампонов. В дальнейшем это пространство заполняют термопластической оттискной массой (стенсом); больной должен пользоваться ею 2-3 мес, причем оттискную массу периодически наслаивают, усиливая давление на небный свод. После положенного срока формирующую пластинку заменяют съемным протезом с кламмерной фиксацией и базисом, покрывающим все твердое небо. Такой пластинкой больной должен пользоваться еще 2-3 мес как ретенционной.
Следующая задача — активное наблюдение ортодонта за сменой зубов, формированием зубных рядов и прикуса. Для лечения применяют различные расширяющие аппараты, в том числе вестибулярные дуги. Показано применение активаторов и регуляторов функции Френкеля. При наличии на верхней губе плотных стягивающих рубцов к аппарату добавляют губные пелоты, препятствующие давлению губы на зубной ряд. Для укорочения нижней зубной дуги иногда (при макрогнатии) удаляют первые премоляры или один из резцов.
Ортодонтическое лечение обычно сочетается с протезированием. Протезы служат не только для замещения дефектов зубных рядов, но и для закрепления достигнутых результатов, т. е. как ретенционные аппараты.
Лечение подростков, не находившихся в детстве под наблюдением ортодонта, нередко осложняется, так как обычно требуется значительное расширение суженной зубной дуги верхней челюсти. В этих случаях применяется оперативное вмешательство (компактостеотомия). Ортодонтическое лечение целесообразно начинать через 2 нед, когда активно проявляется деструкция костной ткани после ее повреждения. Достигнутые в процессе лечения положительные результаты не должны рассматриваться как окончательные, пока челюсти и другие кости лицевого скелета продолжают расти, учитывая, что верхняя челюсть отстает в своем развитии от нижней челюсти.