Обращаемость населения в стоматологические учреждения


Основной формой оказания стоматологической помощи населению, несмотря на введение участковости, цеховости и т.д., остается оказание по обращаемости. Правильная ее организация позволяет повысить объем и в определенной мере качество стоматологической помощи населению. Проведенные социологические исследования показали, что за счет недостатков в организации стоматологической помощи наблюдаются значительные потери времени населения на получение стоматологической помощи: в среднем расходуется от 1 до 3 ч на визит к стоматологу. Из них ¾ времени уходит на дорогу в стоматологические учреждения и ожидание лечения, т.е. на непроизводительные потери.
Новые формы работы стоматологических учреждений (самозапись, запись по телефону и др.) позволяют несомненно оптимизировать стоматологическую помощь, повысить ее доступность для населения.
Специальные исследования показали, что значительная часть населения страны годами не обращается за стоматологической помощью. Так, трехлетнее изучение уровня и структуры обращаемости населения за стоматологической помощью свидетельствует о том, что за 3 года лишь 43,8% населения хотя бы однократно обратились за стоматологической помощью. Причем в течение одного года из трех обращается наибольшее число лиц (75,2%), в течение 2 лет 17,6% и трех лет — лишь 7,2%.
Основную массу (56,2%) населения составляли лица, которые ни разу не обратились за изучаемый период в стоматологические учреждения. Параллельно проводимые стоматологические осмотры показали, что из них действительно не нуждались в стоматологической помощи 38,7% (в том числе 16,7% — здоровые и 22,1% — санированные). Абсолютное же большинство (62,4%) составили лица, нуждающиеся в стоматологической помощи, но по тем или иным причинам не получившие ее.
Основной из причин по-прежнему остается низкая доступность стоматологической помощи. Из-за этого в структуре обратившихся за стоматологической помощью преобладают лица, испытывающие острую боль. Они же, как это нередко бывает, и не заканчивают лечение.
Согласно полученным данным, до 50% населения обращаются в стоматологические учреждения в свое рабочее время, нанося тем самым ущерб экономике страны.

Средняя кратность посещений по поводу лечения основных нозологических форм составила:

Диагноз Среднее значение С учетом экспертной оценки
Кариес 0,84 0,86
Пульпит 2,11 2,0
Периодонтит 1,97 1,6
Пародонтит 8,14 9,0
Болезни слизистой оболочки полости рта 2,94 3,0
Периоститы, абсцессы и др. 2,19 2,0
Удаление зуба 0,88 0,88
Поделиться в: