Миотерапия — метод лечебной физкультуры, используемый в ортодонтии для профилактики и лечения зубочелюстных аномалий. Гимнастика может применяться самостоятельно (преимущественно при молочном прикусе) или в комплексе с аппаратурным лечением (во время смены зубов и при постоянном прикусе). С учетом регулирующего влияния жевательных и мимических мышц на правильное развитие челюстей и состояние прикуса был разработан комплекс упражнений для мышц челюстно-лицевой области.
Упражнения для мышц, выдвигающих нижнюю челюсть, показаны при дистальном и глубоком прикусе. Ребенок в положении стоя оттягивает назад плечи и руки, поднимает голову и медленно выдвигает нижнюю челюсть вперед, удерживает ее некоторое время в выдвинутом положении, а затем возвращает назад; упражнение повторяют неоднократно 2-3 раза в день.
Упражнения для жевательных мышц. Заключаются в сжатии зубов, желательно с дополнительным сопротивлением в виде резиновой прокладки между зубными рядами. Следует также рекомендовать детям жевание твердой пищи.
Упражнения для круговой мышцы рта. Эта мышца участвует в актах сосания, жевания и глотания пищи, в произношении звуков речи. При пониженной функциональной активности круговой мышцы губы не смыкаются, верхняя губа выглядит укороченной. Такому состоянию сопутствует привычное ротовое дыхание; последнее обычно сочетается с аномалиями прикуса (протрузия резцов, открытый прикус и др.). Повышенный тонус круговой мышцы рта, в частности нижней губы, отмечается при вредных привычках (прикусывание нижней губы, неправильное глотание). В таких случаях нередко наблюдается дистальный прикус, лечение которого затрудняется имеющейся вредной привычкой.
Гимнастика для круговой мышцы рта заключается в смыкании губ с одновременным оттягиванием углов рта пальцами или созданием препятствий с помощью специальных приспособлений. Рекомендуются упражнения в виде задувания пламени свечи, а также массаж верхней губы в стороны и вниз. Гимнастика является хорошим лечебным средством, предупреждающим рецидив аномалии при условии, если занятия проводятся систематически. Доступность метода позволяет назначать его детям раннего возраста — воспитанникам детских садов и учащимся начальных классов школы, которые могут выполнять упражнения под руководством воспитателей.