Ортопедическое лечение заболеваний пародонта заключается главным образом в шинировании зубных рядов посредством различных шин. Основное назначение шин — целенаправленное распределение жевательного давления, при котором уменьшается нагрузка на пораженный пародонт и нормализуется ее направление. Лечебный эффект шинирования базируется на следующих биомеханических принципах.
- Шина вследствие ее жесткости ограничивает свободу подвижности зубов, поэтому амплитуда подвижности всего шинированного блока в любом направлении всегда меньше подвижности любого отдельного зуба. Уменьшение амплитуды экскурсий благоприятно действует на больной пародонт зубов.
- При равных условиях нагрузка, падающая на каждый зуб при жевании или откусывании пищи в шинированной группе, всегда меньше такой нагрузки до шинирования. Описанный эффект возрастает в связи с увеличением количества зубов, объединенных шиной. Этот принцип действует тогда, когда шина объединяет в блок большее число зубов, чем их участвует, например, в откусывании и разрушении пищевого комка.
- Нагрузка, падающая на шину, распределяется неравномерно: в первую очередь ее воспринимают зубы с меньшей патологической подвижностью, разгружая тем самым зубы с большей патологической подвижностью. Поэтому в группу зубов, объединяемых шиной, следует включать зубы с различной степенью подвижности. В переднем отделе зубной дуги такими зубами чаще всего являются клыки.
- Зубы расположены по дуге, кривизна которой наиболее выражена в ее переднем отделе. Колебания зубов в щечно-язычном (небном) направлении совершаются в пересекающихся плоскостях. Если передние зубы объединить в блок шиной, то образуется довольно жесткая и устойчивая система, так как векторы усилий, приложенные к каждому зубу, будут суммироваться не по законам простого сложения, а по принципу параллелограмма.
- Шинирующая конструкция, расположенная по дуге, более устойчива к горизонтальным воздействиям, чем расположенная линейно. Этот принцип вытекает из механических особенностей аркообразных конструкций. Поэтому передние зубы, объединенные шиной и приобретшие форму арки, становятся более устойчивыми к наружным (но не внутренним) воздействиям.
Если точка приложения жевательного давления расположена ближе к одному из концов шины, то возникает опрокидывающий момент и зубы противоположного конца приподнимаются вверх. Чтобы предупредить появление этого нежелательного осложнения, крайние зубы, включаемые в шину, должны иметь одинаковую устойчивость.