Термин «эргономика» составлен из двух греческих слов — «ergon» (работа) и «nomos» (закон). Впервые предложен польским ученым В. Ястшембовским в 1857 г.
Соответствие орудий труда и окружающей среды анатомическим, физиологическим и психологическим возможностям организма человека является одним из принципов эргономики, поэтому некоторые ученые считают, что «эргономика стара, как сам род человеческий» [Tichauer Е. R., 1967].
Это вовсе не означает, что эргономика как наука сформировалась давно и сразу. Потребовался огромный период времени, на протяжении которого должны были развиться многие науки, ставшие фундаментом, основой для ее становления: анатомия, физиология, антропология, психология, гигиена, технические науки и др.
За рубежом вместо термина «эргономика» применяются такие понятия, как человеческая инженерия, антропотехника, инженерная психология, научная организация труда.
По определению В. М. Мунипова (1968), эргономика — это «…научная дисциплина, возникающая на стыке технических наук, психологии, физиологии, гигиены. В новой научной дисциплине используются также данные анатомии, токсикологии, антропометрии, биофизики. Эргономика—наука, изучающая функциональные возможности человека в трудовых процессах с целью создания для него оптимальных условий труда, т.е. таких условий, которые, делая труд высокопроизводительным и надежным, в то же время обеспечивают человеку необходимые удобства и сохраняют его силы, здоровье, работоспособность».
Взаимосвязь между эргономикой, научной организацией труда и гигиеной труда такова: научная организация труда (НОТ) — широкая система, включающая в себя наряду с другими системами и эргономику, а гигиена труда является составной частью эргономики.
Началом развития эргономики в стоматологии можно считать 60-70-е годы, когда во многих развитых странах были организованы специальные комитеты, лаборатории, институты, ставившие целью координировать внедрение современных достижений технических и медико-биологических наук в практику стоматологии. Это было необходимо, так как в повседневной работе врачей стали широко использоваться новейшие технические средства, электронная, автоматическая и кибернетическая аппаратура, а также современные методы диагностики и лечения при помощи ультразвука, лазерного, электромагнитного и рентгеновского излучений, влияние которых при определенных условиях на здоровье врача и его работоспособность может становиться неблагоприятным.
Являясь комплексной интегрирующей наукой, эргономика в стоматологии решает следующие проблемы:
- Исследует влияние различных факторов окружающей производственной среды на функциональное состояние и работоспособность человека и на этой основе разрабатывает эффективную защиту от их вредного воздействия.
- Исследует антропометрические (табл. 8, 9, 10), физиологические данные человека и на этой основе разрабатывает требования к проектированию и устройству рабочих мест, т. е. определяет основные и допустимые рабочие зоны, размеры оборудования, рекомендации по конструированию различных типов стоматологического оборудования, стула для врача, медицинских шкафчиков, столиков, другой рабочей мебели, а также конструкции стоматологического инструментария и размещение оборудования в кабинете в соответствии с антропометрическими данными и характером рабочей позы.
- Исследует физиологические и психологические данные работы анализаторов (зрительного, слухового, тактильного и др.) и на этой основе оценивает эффективность различных типов индикаций, используемых в конструкции оборудования.
Поза, |
Измеряемые величины, см |
Мужчины М±δ |
Женщины М±δ |
Применение в эргономике |
Стоя |
Длина тела (рост) |
167,8±5,8 |
156,7±5,7 |
Для определения высоты оборудования, высоты рабочего помещения |
Длина тела с вытянутой вверх рукой |
213,8±8,4 |
198,1±7,7 |
Для определения зоны досягаемости по вертикали с целью размещения органов управления |
|
Дельтовидная ширина плеч |
44,6±2,2 |
41,8±2,4 |
Для определения размеров рабочего места |
|
Длина руки, вытянутой вперед (редуцир) * |
64,2±3,3 |
59,3±3,1 |
Для определения зон досягаемости по глубине |
|
Длина руки, вытянутой в сторону (редуцир) |
62,2±3,3 |
56,8±3,0 |
То же |
|
Длина плеча |
32,7±1,7 |
30,2±1,6 |
Для определения высоты расположения органов управления и высоты рабочей поверхности |
|
Длина ноги |
90,1±4,3 |
83,5±4,1 |
То же |
|
Высота глаз |
155,9±5,8 |
145,8±5,5 |
Для определения высоты рабочей поверхности и размещения средств индикации, зон обзора |
|
сота плечевой точки |
137,3±5,5 |
128,1±5,2 |
Для определения высоты рабочей поверхности и расположения органов управления |
|
Высота ладонной точки |
51,8±3,5 |
48,3±3,6 |
Для определения зоны захвата |
|
Длина тела |
130,9±4,3 |
121,1±4,5 |
Для станочных работ |
|
Высота глаз над полом | 118,0±4,3 | 109,5±4,2 | Для определения высоты рабочей поверхности, размещения сигнализации, средств индикации | |
Высота плеча над полом | 100,8±4,2 | 92,9±4,1 | Для определения высоты рабочей поверхности, зоны управления | |
Высота локтя над полом | 65,4±3,3 | 60,5±3,5 | То же | |
Сидя | Высота колен | 50,6±2,4 | 46,7±2,4 | Для определения высоты стула |
Длина тела над сиденьем | 88,7±3,1 | 84,1±3,0 | Для оценки высоты оборудования, органов управления, средств индикации | |
Высота глаз над сиденьем | 76,9±3,0 | 72,5±2,8 | Для размещения органов управления, средств индикации, высоты рабочей поверхности | |
Высота плеча над сиденьем | 58,6±2,7 | 56,0±2,7 | То же | |
Высота локтя над сиденьем | 23,2±2,5 | 23,5±2,5 | Для размещения подлокотника, определения высоты рабочего места | |
Длина вытянутой руки | 104,2±4,8 | 98,3±4,7 | Для размещения органов ручного управления | |
Длина предплечья руки (редуцир) | 34,6±2,0 | 33,4±1,8 | Для определения зоны досягаемости по глубине, размеров рабочего места | |
Длина бедра | 59,0±2,7 | 56,8±2,8 | Для определения размеров сиденья |
* Редуцир — кисть, сжатая в кулак (положение захвата).
Точки на кисти |
Размер, см |
||
наибольший |
средний |
наименьший |
|
А |
20 |
18,5 |
17 |
Б |
9 |
8,2 |
7,6 |
В |
12,1 |
11,2 |
9,9 |
Г |
7,8 |
7,3 |
6,8 |
Д |
7,3 |
6,6 |
5,8 |
Е |
12,1 |
11,2 |
9,9 |
Примечание. При надевании защитных перчаток ширина и толщина кисти увеличиваются на 1 —1,5 см.
Таблица 10. Основные размеры головы человека
Точки на голове |
Размер, см |
||
наибольший |
средний |
наименьший |
|
А |
23,3 |
21,8 |
18,5 |
Б |
16,5 |
14,8 |
13,1 |
В |
20,2 |
18,8 |
16,8 |
Г |
— |
11,2 |
— |
Д |
13,9 |
12,0 |
9,7 |
И |
13,0 |
10,8 |
8,2 |
К |
— |
6,5-6,8 |
— |
Л |
7,6 |
6,3 |
4,9 |
М |
— |
12,5 |
— |
Н |
13,4 |
11,4 |
10,0 |
Влияние эргономики на совершенствование стоматологического инструментария и облегчение работы с ним выразилось в следующих направлениях:
— в стандартизации, способствующей снижению числа инструментов;
- в специальной укладке инструментов, удобной для работы врача и медсестры (система tray—поднос), сокращающей до минимума время поиска, подготовки и сборки инструментов;
- в конструировании рукояток инструментов с учетом анатомо-физиологических особенностей работающей кисти врача;
- в цветной маркировке рукояток инструментов с минимальными размерами рабочих частей для облегчения их различения;
- в соответствующих режимах хранения, дезинфекции и стерилизации.
Г. М. Иващенко и Т. В. Никитиной (1972) были сформулированы основные задачи эргономики в стоматологии:
- Конструирование оборудования, рабочей мебели, рабочей одежды и инструментария должно учитывать антропометрические измерения и анатома-физиологические особенности организма медицинского работника (врач, медицинская сестра, зубной техник) в соответствии с требованиями технической эстетики (дизайн), гигиены труда, техники безопасности.
- Рациональное устройство стоматологических кабинетов и рабочих помещений на основании научно обоснованных нормативов их площадей, высоты, глубины, кубатуры, санитарно-технического благоустройства (отопление, освещение, вентиляция, кондиционирование воздушной среды), внутренней отделки интерьеров.
- Оптимальная организация рабочего места персонала путем размещения оборудования с учетом антропометрических данных и возможности подгонки индивидуально по росту, правильного выбора рабочей позы, рабочих движений, механизации и автоматизации лечебно-диагностического оборудования, правильного размещения аппаратов управления и сигнализации на приборах и юнитах.
- Дифференциация эргономических исследований в соответствии с профилем работы по специальности (терапевт, хирург, ортопед, ортодонт, медицинская сестра, зубной техник), видом приема (детский, взрослый), место работы (поликлиника, стационар, отдельный кабинет).
- Совершенствование работы с кадрами путем медицинского и профессионального отбора абитуриентов в зависимости от профиля будущей лечебной работы (медицинские показания и противопоказания к обучению в стоматологических учебных заведениях, профессиональные особенности будущих специалистов, предъявляющие требования к зрению, слуху, физическому развитию, мануальным способностям).
- Правильная организация режима труда и отдыха, изучение профессиональных факторов, в том числе вредных для здоровья, предупреждение профессиональных заболеваний.
От вида рабочей позы, конструкции стоматологического оборудования и мебели, организации рабочих мест зависит состояние здоровья работающих, в первую очередь костно-мышечные расстройства.
Для их профилактики эргономика предлагает следующие рекомендации:
- трудовые задачи должны соответствовать особенностям организма человека;
- рабочие места, организация трудового процесса, конструкции машин, инструментария должны подвергаться эргономической проработке на стадии проектирования;
- обучение работающих методам профилактики костно-мышечных расстройств и создание реальных условий для введения периодов отдыха, релаксации и производственной гимнастики на рабочих местах;
- обеспечение участия работающих в организации и внедрении мероприятий по охране безопасности труда;
- обеспечение оптимальной рабочей позы, которая имеет непосредственное влияние на состояние здоровья;
- создание международного банка данных для анализа, верификации и интерпретации информации о состоянии костно-мышечной системы работающих в стоматологических учреждениях.