Профессиональная гигиена полости рта проводится специально подготовленным лицом — стоматологом, зубным врачом, медицинской сестрой стоматологического профиля, младшей медицинской сестрой.
Профессиональная гигиена полости рта как первый этап массовой профилактики начинается с урока, целью которого является обучение пациента основам тщательного ухода за полостью рта.
Используют набор диапозитивов, стенд с предметами и средствами гигиены полости рта, увеличенную модель челюстей с зубами, большую зубную щетку, обычное зеркало с ручкой, диагностические краски для выявления зубного налета, воспаления десен и очаговой деминерализации, зубные щетки, дополнительные предметы гигиены полости рта, инструменты для снятия минерализованного зубного налета и полировки поверхности зуба.
Уроку профессиональной гигиены полости рта предшествует ознакомление с понятием гигиены полости рта, целью гигиенических и профилактических мероприятий (микролекция). Далее следует индивидуальная работа с каждым человеком, которая включает ряд этапов.
- Диагностика стоматологического и гигиенического статуса — состояние зубов, десен, наличие патологических зубодесневых карманов, ортодонтических аномалий, неправильного положения складок и уздечек слизистой оболочки полости рта, потребность в ортопедическом лечении, состояние слизистой оболочки полости рта, определение гигиенического статуса.
Обследуемое лицо является активным участником указанной диагностической процедуры. Держа в руках обычное зеркало достаточных размеров, обследуемый видит отклонение или патологию, выявляемые медицинским работником. Обязанностью медицинского работника является разъяснение значения выявленных явлений и их прогностического смысла. Заключительным этапом обследования полости рта является окрашивание вестибулярной поверхности зубов и края десен диагностическим раствором. При этом обращается особое внимание пациента на наличие окрашенного зубного налета, его локализацию, количество. Обследуемому объясняют, что зубной налет представляет опасность как для твердых тканей зуба, так и для пародонта.
2. Проверка техники чистки зубов.
Обследуемому заранее предлагается принести из дома зубную щетку, которой он пользуется для оценки степени ее загрязненности.
При наличии удовлетворительной зубной щетки пациенту предлагают почистить зубы по обычной методике, которой он пользуется. Если щетка не удовлетворяет требованиям, то медицинский работник подбирает ему другую зубную щетку.
После чистки зубов (длительность, интенсивность и метод обследуемый выбирает сам) медицинский работник еще раз окрашивает зубы диагностическим раствором и оценивает эффективность чистки. На оставшийся зубной налет обращают внимание пациента.
3. Демонстрация и коррекция техники чистки зубов.
Далее на модели с помощью большой зубной щетки, а затем в полости рта медицинский работник демонстрирует приемы очищения окрашенных участков. Большинству лиц с незначительной интенсивностью кариеса, без выраженных зубодесневых карманов вполне достаточно простой методики чистки Зубов. Вертикальными подметающими движениями удаляют зубной налет с доступных участков апроксимальных поверхностей, стремясь максимально продвинуть кончики зубных щеток в межзубные промежутки, а в районе шейки зубов чистят вибрирующими возвратно-поступательными движениями (10—12 движений в районе каждого сегмента зубной дуги с наружной и внутренней стороны). С целью массажа десны в конце чистки прибегают к круговым движениям зубной щетки. Следует помнить, что удаление зубного налета из фиссур на жевательных поверхностях моляров, премоляров и слепых ямок невозможно.
Для полной очистки апроксимальных поверхностей зубов можно рекомендовать зубные нити (флоссы).
4. Контроль эффективности улучшенной техники чистки зубов. После демонстрации необходимых приемов чистки на модели и непосредственно во рту обучаемого снова окрашивают диагностическим раствором поверхности зубов. Демонстрируют не окрасившиеся диагностической краской поверхности зубов.
5. Устранение минерализованного зубного налета (зубной камень). Для его удаления медицинский работник использует острые зубные экскаваторы (средние и большие), крючки для снятия зубного камня. Заканчивается процедура полировкой поверхности зуба доступными методами (специальные резиновые чашечки, наполненные абразивной пастой или большой шаровидный бор с намотанной на него ватой). Используется паста Пеккера, состоящая из глицерина, порошка пемзы и настойки йода. Этот метод полировки может быть применен для устранения экзогенных пигментаций, в том числе пигментированной пелликулы.
6.Выявление очагов деминерализации. Проведение описанного урока гигиены полости рта позволяет выявить очаги деминерализации. После тщательной чистки зубов, снятия минерализованного налета, полоскания, протирания ватным тампоном и высушивания полости рта струей теплого воздуха тщательно осматривают вестибулярные поверхности зубов. Это позволяет выявить подповерхностные или поверхностные очаговые деминерализации (белые пятна). Активность очаговых деминерализаций можно определить с помощью окраски 2% водным раствором метиленового синего по методике Боровского, Леуса и Аксамит.
Описанная методика диагностики стоматологического статуса и состояния гигиены полости рта делает обследуемого полноправным участником, активным помощником врача в этой важной профилактической работе. Учитывая образование, культурный уровень, социальное положение, профессию пациента, медицинский работник убеждает в необходимости тщательного соблюдения всех рекомендаций. Для закрепления навыков по гигиене полости рта, коррекции техники чистки зубов обследуемого приглашают через неделю, затем через месяц. Затем через каждые полгода необходимо контролировать гигиеническое состояние полости рта.
Уроки профессиональной гигиены необходимы в разные возрастные периоды — в дошкольном вместе с родителями, в младшем школьном возрасте, а также в среднем и старшем. Особое внимание должно уделяться лицам с активным кариесом зубов и заболеваниями пародонта. Учитывая значительный объем работы медицинского персонала, следует больше внимания уделять санитарной пропаганде, привлекать к контролю чистки воспитателей и педагогов. Уроки профессиональной гигиены, проводимые в небольших группах несколькими медицинскими работниками, резко повышают эффективность работы.